Дата публикации материала: 15/02/2004
Автор (источник): © Александр Акилов
Физики открыли для нас голографию и новый вид изобразительного
искусства.
Так случилось, что сенсационная демонстрация Лейтом и Упатниексом первой в
мире изобразительной голограммы, практически осталась фактом удивления
публики. Ожидавшегося после этого стремительного развития голографического искусства
не произошло. Всемирно известный художник Сальвадор Дали пробовал работать в
технике изобразительной голографии, но его примеру практически никто не последовал.
В чем же дело?
Вероятно, причиной стала сложность технологии изобразительного метода и высокая
стоимость аппаратуры. Проблема физиков и лириков в области голографии осталась
неразрешенной. Техникой прекрасно владели инженеры, а художники старательно
обходили мудреные сложности. Работать кистью и красками, газовым резаком
или резцом было куда проще, чем владеть достаточно глубокими познаниями и опытом
работы в области волновой и квантовой оптики.
Серьезной проблемой в технике голографии является
себестоимость главного инструмента - лазерного высококогерентного
излучения. Лазеры, крупногабаритные линзы и зеркала стоят
десятки, а порой и сотни тысяч долларов.
Для записи трехмерного изображения живых и движущихся объектов требуются мощные
импульсные лазеры. Экспозиция фотопластинки с чувствительностью менее 10 единиц
ISO должна составлять порядок от 10 до 100 наносекунд (1 наносекунда = 1/1000000000
секунды). Мощность излучения сравнима с мощностью приличной электростанции.
Вспышка такого лазера без специальных мер предосторожности может представлять
опасность для зрения человека.
С лазерным лучом обращаться следует не только крайне осторожно, но и очень умело,
учитывая и поляризацию, и когерентные свойства световой волны, законы отражения
и преломления, механику и сопромат.
Задача для новичка весьма трудная. Но вспомним, как на заре фотографии первым
мастерам необходимо было в совершенстве владеть одновременно и знаниями в
области оптики, химии, и законами художественной композиции, а еще самостоятельно
изготавливать фотоматериалы. Прошло почти два столетия, прежде чем фотографировать
начала вся планета. То же самое должно было произойти и в области изобразительной
голографии, но гораздо быстрее. К великому сожалению, наш современник перестал
быть широкообразованным человеком. Наше стремление к узкой специализации в практической
деятельности, вероятно, и не позволило совершить прорыв в художественную голографию.
Наверное впервые в мире в середине семидесятых годов в Ярославле голографией
увлеклись школьники. Они в очередной раз доказали, что не боги горшки обжигают.
И весьма быстро научились не только делать приличные голограммы, но сумели хорошо
изучить изобразительные возможности нового искусства.
Дети талантливы от природы, они любопытны и неуемны в своих желаниях попробовать
все на своем личном опыте (к сожалению, с возрастом мы теряем этот замечательный
дар).
Интерференционная картина вибрирующего листа бумаги в этих двух работах, была
использована именно детьми для создания впечатляющей динамической картины, где
сложные линии на фоне сюжета движутся и меняют свою форму в зависимости от угла
наблюдения.
Эту недорогую установку для регистрации художественных голограмм полюбили школьники
за удобство и надежность. После продолжительных испытаний в детской
студии голографии, она стала прообразом оригинальной серии голографической аппаратуры
для профессионалов.
Установка копирования импульсных голограмм ГУ-03
Ее в 2001 году заказала студия "HoloArt" из города Новосибирска.
Установки "Green Star M" и "ГУ-01", "ГУ-02" и "ГУ-03" созданные творческим коллективом
молодежи из Ярославля и Санкт-Петербурга, сегодня успешно работают в нескольких
студиях нашей страны и за рубежом.
К сожалению, монитор компьютера не в состоянии передать
всего блеска голографического изображения. Это не только
чарующий объем и непревзойденная широта световых тональностей,
но и фантастические эффекты застывшего в плоскости пространства.
Последняя разработка УСГ-01 ждет новое поколение художников-новаторов.
В этой установке, существующей пока только в чертежах и экспериментальных макетах, с
целью экономии затрат на когерентное излучение будут использованы голографические
оптические элементы (ГОЭ) и твердотельные лазеры с диодной накачкой. Установка
предназначена для синтеза компьютерных трехмерных изображений на голографическом
носителе размером до 50х50 см2.
Я надеюсь, что в обозримом будущем голография найдет своих поклонников и достойное
место в изобразительном творчестве.